Что нужно родителям для усыновления ребенка из детского дома. «Как взять в семью ребенка из детдома? Как забрать ребенка из детдома


По статистике на 2016 год, более 148 тысяч детей из детских домов воспитывалось в приемных семьях. Пять тысяч из них вернулись обратно в детдом. Отказавшиеся от приемных детей женщины рассказали, каково это – быть матерью неродного ребенка и что подтолкнуло их к непростому решению.

Ирина, 42 года
В семье Ирины воспитывалась дочь, но они с мужем хотели второго ребенка. Супруг по медицинским показаниям больше не мог иметь детей, пара решилась на усыновление. Страха не было, ведь Ирина работала волонтером и имела опыт общения с отказниками.
- Я пошла вопреки желанию родителей. В августе 2007 года мы взяли из дома малютки годовалого Мишу. Первым шоком для меня стала попытка его укачать. Ничего не вышло, он укачивал себя сам: скрещивал ноги, клал два пальца в рот и качался из стороны в сторону. Уже потом я поняла, что первый год жизни Миши в приюте стал потерянным: у ребенка не сформировалась привязанность. Детям в доме малютки постоянно меняют нянечек, чтобы не привыкали. Миша знал, что он приемный. Я доносила ему это аккуратно, как сказку: говорила, что одни дети рождаются в животе, а другие - в сердце, вот ты родился в моем сердце.
Ирина признается, маленький Миша постоянно ею манипулировал, был послушным только ради выгоды.
- В детском саду Миша начал переодеваться в женское и публично ***. Говорил воспитателям, что мы его не кормим. Когда ему было семь, он сказал моей старшей дочери, что лучше бы она не родилась. А когда мы в наказание запретили ему смотреть мультики, пообещал нас зарезать.
Миша наблюдался у невролога и психиатра, но никакие лекарства на него не действовали. В школе он срывал уроки и бил сверстников. У мужа Ирины закончилось терпение и он подал на развод.
- Я забрала детей и уехала в Москву на заработки. Миша продолжал делать гадости исподтишка. Мои чувства к нему были в постоянном раздрае: от ненависти до любви, от желания прибить до душераздирающей жалости. У меня обострились все хронические заболевания. Началась депрессия.
По словам Ирины, Миша мог украсть у одноклассников деньги, а выделенные ему на обеды средства спустить в игровом автомате.
- У меня случился нервный срыв. Когда Миша вернулся домой, я в состоянии аффекта пару раз его шлепнула и толкнула так, что у него произошел подкапсульный разрыв селезенки. Вызвали «скорую». Слава богу, операция не понадобилась. Я испугалась и поняла, что надо отказаться от ребенка. Вдруг я бы снова сорвалась? Не хочу садиться в тюрьму, мне еще старшую дочь поднимать. Через несколько дней я пришла навестить Мишу в больнице и увидела его в инвалидном кресле (ему нельзя было ходить две недели). Вернулась домой и перерезала вены. Меня спасла соседка по комнате. Я провела месяц в психиатрической клинике. У меня тяжелая клиническая депрессия, пью антидепрессанты. Мой психиатр запретил мне общаться с ребенком лично, потому что все лечение после этого идет насмарку.
После девяти лет жизни в семье Миша вернулся в детский дом. Спустя полтора года юридически он все ещё является сыном Ирины. Женщина считает, что ребенок до сих пор не понял, что произошло, он иногда звонит ей и просит что-нибудь ему купить.
- У него такое потребительское отношение ко мне, как будто в службу доставки звонит. У меня ведь нет разделения - свой или приемный. Для меня все родные. Я как будто отрезала от себя кусок.
После случившегося Ирина решила выяснить, кто настоящие родители Миши. Оказалось, у него в роду были шизофреники.
- Он симпатичный мальчишка, очень обаятельный, хорошо танцует, и у него развито чувство цвета, хорошо подбирает одежду. Он мою дочь на выпускной одевал. Но это его поведение, наследственность все перечеркнула. Я свято верила, что любовь сильнее генетики. Это была иллюзия. Один ребенок уничтожил всю мою семью.
Светлана, 53 года
В семье Светланы было трое детей: родная дочь и двое приемных детей. Двое старших уехали учиться в другой город, а самый младший приемный сын Илья остался со Светланой.
- Илье было шесть, когда я забрала его к себе. По документам он был абсолютно здоров, но скоро я начала замечать странности. Постелю ему постель - наутро нет наволочки. Спрашиваю, куда дел? Он не знает. На день рождения подарила ему огромную радиоуправляемую машину. На следующий день от нее осталось одно колесо, а где все остальное - не знает.
После нескольких обследований у невролога Илье поставили диагноз – абсансная эпилепсия. Для заболевания характерны кратковременные отключения сознания.
- Со всем этим можно было справиться, но в 14 лет Илья начал что-то употреблять, что именно - я так и не выяснила. Он стал чудить сильнее прежнего. Все в доме было переломано и перебито: раковина, диваны, люстры. Спросишь у Ильи, кто это сделал, ответ один: не знаю, это не я. Я просила его не употреблять наркотики. Говорила: окончи девятый класс, потом поедешь учиться в другой город, и мы с тобой на доброй ноте расстанемся. А он: «Нет, я отсюда вообще никуда не уеду, я тебя доведу».
Спустя год ссор с приемным сыном Светлана попала в больницу с нервным истощением. Тогда женщина приняла решение отказаться от Ильи и вернула его в детский дом.
- Год спустя Илья приехал ко мне на новогодние праздники. Попросил прощения, сказал, что не понимал, что творит, и что сейчас ничего не употребляет. Потом уехал обратно. Уж не знаю, как там работает опека, но он вернулся жить к родной матери-алкоголичке. У него уже своя семья, ребенок. Эпилепсия у него так и не прошла, чудит иногда по мелочи.

Евгения, 41 год
Евгения усыновила ребенка, когда ее родному сыну было десять. От того мальчика отказались предыдущие приемные родители, но несмотря на это, Евгения решила взять его в свою семью.
- Ребенок произвел на нас самое позитивное впечатление: обаятельный, скромный, застенчиво улыбался, смущался и тихо-тихо отвечал на вопросы. Уже потом по прошествии времени мы поняли, что это просто способ манипулировать людьми. В глазах окружающих он всегда оставался чудо-ребенком, никто и поверить не мог, что в общении с ним есть реальные проблемы.
Евгения стала замечать, что ее приемный сын отстает в физическом развитии. Постепенно она стала узнавать о его хронических заболеваниях.
- Свою жизнь в нашей семье мальчик начал с того, что рассказал о предыдущих опекунах кучу страшных историй, как нам сначала казалось, вполне правдивых. Когда он убедился, что мы ему верим, то как-то подзабыл, о чем рассказывал (ребенок все-таки), и вскоре выяснилось, что большую часть историй он просто выдумал. Он постоянно наряжался в девочек, во всех играх брал женские роли, залезал к сыну под одеяло и пытался с ним обниматься, ходил по дому, спустив штаны, на замечания отвечал, что ему так удобно. Психологи говорили, что это нормально, но я так и не смогла согласиться с этим, все-таки у меня тоже парень растет.
Учась во втором классе, мальчик не мог сосчитать до десяти. Евгения по профессии преподаватель, она постоянно занималась с сыном, им удалось добиться положительных результатов. Только вот общение между матерью и сыном не ладилось. Мальчик врал учителям о том, что над ним издеваются дома.
- Нам звонили из школы, чтобы понять, что происходит, ведь мы всегда были на хорошем счету. А мальчик просто хорошо чувствовал слабые места окружающих и, когда ему было нужно, по ним бил. Моего сына доводил просто до истерик: говорил, что мы его не любим, что он с нами останется, а сына отдадут в детский дом. Делал это втихаря, и мы долго не могли понять, что происходит. В итоге сын втайне от нас зависал в компьютерных клубах, стал воровать деньги. Мы потратили полгода, чтобы вернуть его домой и привести в чувство. Сейчас все хорошо.
Сын довел маму Евгении до сердечного приступа, и спустя десять месяцев женщина отдала приемного сына в реабилитационный центр.
- С появлением приемного сына семья стала разваливаться на глазах. Я поняла, что не готова пожертвовать своим сыном, своей мамой ради призрачной надежды, что все будет хорошо. К тому, что его отдали в реабилитационный центр, а потом написали отказ, мальчик отнесся абсолютно равнодушно. Может, просто привык, а может, у него атрофированы какие-то человеческие чувства. Ему нашли новых опекунов, и он уехал в другой регион. Кто знает, может, там все наладится. Хотя я в это не очень верю.
Анна (имя изменено)
- Мы с мужем не могли иметь детей (у меня неизлечимые проблемы по женской части) и взяли ребенка из детского дома. Когда мы его брали, нам было по 24 года. Ребенку было 4 года. С виду он был ангел. Первое время не могли нарадоваться на него, такой кудрявенький, хорошо сложен, умный, по сравнению со своими сверстниками из детдома (не для кого не секрет, что дети в детдоме плохо развиваются). Конечно, мы выбирали не из принципа, кто симпатичнее, но к этому ребенку явно лежала душа. С тех пор прошло почти 11 лет. Ребенок превратился в чудовище - ВООБЩЕ ничего не хочет делать, ворует деньги у нас и у одноклассников. Походы к директору для меня стали традицией. Я не работаю, посветила жизнь ребенку, проводила с ним все время, старалась быть хорошей, справедливой мамой… не получилось. Я ему слово - он мне «иди на***, ты мне не мать/да ты *****/да что ты понимаешь в моей жизни». У меня больше нет сил, я не знаю, как на него повлиять. Муж устранился от воспитания, говорит, чтобы я разбиралась сама, т. к. (цитирую) «я боюсь, что если я с ним начну разговаривать, я его ударю». В общем, я не видела выхода, кроме как отдать его обратно. И да. Если бы это мой ребенок, родной, я бы поступила точно так же.
Наталья Степанова
- Маленький Славка мне сразу полюбился. Одинокий и застенчивый малыш выделялся из ребячьей толпы в социальном центре помощи детям. Мы забрали его в первый же день знакомства. Однако уже через две недели забили тревогу. Внешне спокойный и добрый мальчик неожиданно стал проявлять агрессию к домашним питомцам. Сначала Слава повесил на кухне новорожденных котят, предварительно обмотав их проволокой. Затем объектом его внимания стали маленькие собачки. В итоге на счету малолетнего душегуба оказалось не менее 13 загубленных жизней. Когда началась череда этих жестоких поступков, мы сразу же обратились к детскому психологу. На приеме специалист нас успокоила и посоветовала уделять Славе больше времени и дать понять, что мы любим его. Мы пошли навстречу и летом уехали в деревню, подальше от шумного города. Но там ситуация стала ещё хуже. На очередной консультации психолог объяснила нам, что Славке необходима специализированная помощь. А так как я в положении, мы решили, что сына лучше отдать обратно в детский дом. Мы до последнего надеялись, что у мальчика вскоре пройдет агрессия, а вместе с ней и желание убивать. Последней каплей терпения стали три тела растерзанных щенят. Словно по сценарию фильма ужасов, в очередной раз воспользовавшись отсутствием взрослых, малыш в одиночку жестоко забил четвероногих до смерти.

А у вас есть примеры взаимоотношений с приемными детьми среди родных и знакомых???

«Не типичное»

Алена – ребенок очень сложный, требующий внимания 24 часа в сутки, поэтому я бы не стала тот опыт, который мы получили с ней, распространять на остальных детей. Ребенок из учреждения – это всегда по-своему сложно, но сложность бывает разных уровней. Одно дело, когда ребенок требует от приемных родителей только внимания, терпения и любви, другое – когда нуждается в длительной помощи специалистов.

Важно другое: несмотря на все сложности, а точнее, благодаря им, нам стало ясно, что Алену нужно забирать домой: в семье есть шанс, что ситуация с ней выправится, в детском доме нет даже надежды.

И разговор тут не о том, что в детском доме что-то делается неправильно. У нас сложились очень хорошие отношения с сотрудниками и директором учреждения, в котором находится Алена, и сейчас мы постоянно контактируем. Просто девочке необходимо учиться выстраивать долгосрочные отношения, а на это нужны годы. В семье у ребенка есть родители, братья и сестры, родственники – то есть круг людей, в которых ребенок уверен всегда, что они будут рядом и завтра, и через месяц, и через год, и через 10 лет. Детдом такого дать не может.

Сейчас с Аленой трудно, и, думаю, будет трудно еще долго. Но мы пробуем оценить первые результаты ее пребывания в семье, и, по отзывам ее воспитателей и педагогов – эти результаты явно положительные. Она скучает, с удовольствием рассказывает о семье, помнит по именам всех, пересматривает фотографии. Стала заметно лучше себя вести и учиться. Это очень обнадеживает.

«Типичный опыт»

Повторяю, Алена – особый вариант. У нас был опыт более типичного, скажем так, гостевого режима. Конечно, дети и семьи очень разные. Но я поделюсь несколькими наблюдениями, с которыми сталкивалась на практике.

2. В детском доме у ребенка не формируются очень важные коммуникативные навыки. Это миф, что детдомовские дети – все коммуникабельные. На самом деле у них большие проблемы с общением. И опыт жизни вне детского дома очень нужен. Какие-то даже элементарные вещи: приготовить еду на кухне, сходить в магазин, посмотреть фильм с семьей, обсуждая его, и так далее. То, что для нас естественно – для ребенка опыт.

Семья дает ребенку не просто новые впечатления, а гораздо большее. Он смотрит, как строятся отношения между членами семьи, какую роль занимает там муж, какую роль занимает жена, как они общаются со своими детьми. Это тот опыт, который он потом может вынести во взрослую жизнь как некий шаблон. Потому что у детдомовского ребенка либо вообще нет никакого шаблона, либо он есть, но такой, что лучше бы не было: когда норма пьянство, побои, взаимное равнодушие. Положительный опыт повышает его шансы на нормальную взрослую жизнь.

3. Многие опасаются гостевого режима (кстати, официально он называется «краткосрочным патронатом»). В основном пугает такой момент: раз ты берешь ребенка, он к тебе привыкает, надеется на что-то большее, и в итоге страшно причинить ему еще больший вред, так что лучше совсем не брать его в семью. Вполне понятное и обоснованное опасение. И к его разрешению надо подходить рассудительно.

Мне кажется, что гостевой режим возможен в том случае, когда мы общаемся с ребенком, который совершенно четко оценивает ситуацию. Может быть, он уже и сам не готов поменять привычную атмосферу детского дома на жизнь в семье – ведь это будет требовать от него определенных усилий, которых он может бояться. Но при этом у него сохраняется тайное желание хотя бы время от времени чувствовать себя домашним ребенком, и семейный опыт ему всё равно нужен. В этом случае каникулы и гостевания могут снизить страх перед семейной жизнью и постепенно сдружить вас.

У нас был случай, когда девочка-подросток, приезжавшая к нам на гостевой, так и не смогла разобраться в себе – то ей казалось легче остаться в детском доме, то ее тянуло в кровную семью, то она снова вспоминала о нас как о запасном аэродроме. В результате этих двухлетних метаний опеку над ней мы так и не оформили, и по достижению 18 лет она выпустилась из детского дома. И вот только в этот момент у нас сложились близкие и конструктивные отношения, когда она обращается за помощью, подолгу живет с нами и в полной мере воспринимает нас как свою семью. Но «доросла» она до этого именно благодаря тому, что мы были рядом намного раньше.

Еще один вариант, когда смело можно брать ребенка на «гостевой» – это когда у вас уже есть дружеские отношения. Например, человек как волонтер ходит в детский дом к ребенку, они давно общаются, ребенок не ждет, что этот человек возьмет его в семью насовсем, и для него поездки в гости – полезное и приятное разнообразие. Почему нет? Пребывание в семье повышает у ребенка его рейтинг и внутри детского дома, он уже чувствует себя уверенней, ведь у него есть друг вовне учреждения.

Кроме того, общение и выстраивание отношений для детдомовцев необходимо. Их, конечно, стараются социализировать, вывозить в поездки и на экскурсии, они бывают в летних лагерях и санаториях. Но проблема в том, что благодаря различным походам-поездкам с учреждением дети привыкают развлекаться, а выстраивать долговременные партнерские взаимоотношения, основанные на доверии, они не умеют.

Ну и самое главное: если человек решается на гостевой режим с таким прицелом, чтобы потом этого ребенка взять в семью, то это бывает действительно хорошим началом отношений между ребенком и приемным родителем.

«Краткосрочный патронат» – время, чтобы хоть немного понять, что в дальнейшем можно ждать друг от друга.

4. Если вы всё-таки решились, то попробуйте избежать одной серьезной ошибки. Часто люди берут ребенка с мотивом подарить ему праздник, доставить как можно больше радости. Ребенку стараются ни в чем не отказывать, его заваливают подарками, для него придумывают график развлечений. Это очень неправильно, потому что в итоге складываются превратные впечатления от семьи и семейной жизни.

По сути, получается тот же фестиваль, который дети видят в детском доме от спонсоров. То есть ребенка развлекают и жалеют, но не выстраивают отношений на равных, где ребенок может быть не всегда правым, где ему надо кому-то уступать, где у него есть какие-то обязанности.

Мне кажется, что гостевой режим – это в первую очередь как раз необходимость погрузить ребенка в нормальную, повседневную атмосферу семьи.

Я знаю случаи, когда гостевой режим проходил волшебно, ребенок в вихре развлечений вел себя идеально и родители не уставали нарадоваться тому, какой ангел им достался. Потом ребенка забирали насовсем, вместо праздника начинались будни и с ними – кошмар для всех.

Ребенок словно бы говорил: «Подождите, мне было обещано, что я получаю всё, что хочу! А сейчас я слышу: «Учи уроки, мой посуду», вы уставшие пришли с работы и вам некогда мною заниматься. Вы – подлые обманщики, мне такая семья не нужна, я ждал совсем другого».

Очень полезно, когда гостевой режим планируется на каникулы, в том числе на зимние, праздничные, чтобы ребенок соприкоснулся именно с реальной жизнью, с буднями. Пусть они будут сдобрены праздником, совместными делами, радостями, но с четкими обязанностями: сейчас ты убираешь кровать, сейчас мы с тобой идем мыть посуду, а сейчас ты сбегай в магазин, а я начну готовить обед и так далее. То есть ребенок должен себя почувствовать членом семьи. И ругать, и хвалить его стоит наравне с остальными детьми, как если бы он был вашим ребенком. Может быть, больше объяснять, тщательнее подбирать слова, учить тому, что не умеет, но в остальном – никаких поблажек.

5. Не стоит слишком увлекаться гостями: для ребенка важно выстроить отношения хотя бы с небольшим кругом. Дети разные, для кого-то нормально и когда каждый день новые гости, а для кого-то и один-два гостя в неделю уже огромная нагрузка, ведь он старается понравиться. Ему и так тяжело, не стоит дополнительно усложнять ему жизнь.

6. Я считаю, что надо планировать периоды передышек. Вот прошел у вас какой-то активный день, можно следующий день сделать «ленивым»: просто побыть дома, подольше поваляться в кроватях, почитать, посмотреть вместе кино, прибраться, сготовить что-то совместно.

7. Чаще всего за время гостевания особых проблем не возникает – не тот период. Но эгоизм и перетягивание внимания на себя могут проявиться сразу. И лучше это сразу же и пресечь. Вторая частая проблема – когда ребенок начинает клянчить всё подряд. Это мелочь, но очень портит нервы. Поэтому лучше сразу так запланировать дела, чтобы минимизировать походы с ребенком в кафе, торговые центры и на развлекательные площадки, где всё мигает, гудит, пиликает. Ведь оно работает на те самые слабости, которые и так закрепляются в детдоме. Просто исключите всё, что развивает в ребенке потребительство.

8. Надо быть готовым к тому, что когда вы берете ребенка из детского дома, ваша логика вообще, логика, с которой вы общались со своими детьми, с которой вы привыкли выстраивать отношения, не будет работать. Вы будете сталкиваться с ситуациями, которые либо полностью, либо частично вашему пониманию не поддаются.

Ребенок будет демонстрировать совершенно не те реакции, которые вы можете просчитать. К этому надо быть готовым и не удивляться.

Например, ребенок может хуже всего вести себя именно с теми людьми, которые ему наиболее симпатичны. Вместо того, чтобы пытаться понравиться, он будет последовательно выводить их из себя. Причина в том, что ребенку нужно любое внимание, неважно какое. Но если позитивное внимание надо зарабатывать, то для негативного достаточно просто надавить на нужные кнопки – это проще.

Ребенок совершенно спокойно может говорить вам: «Я тебя люблю», звать мамой, но эти слова ничего не будут значить для него. Дети из учреждений легко бросаются такими категориями. Они мамой готовы назвать чужую им женщину, едва переступив порог дома. Для них «мама» – это слово, на которое реагирует женщина. Так что не надо смахивать слезы умиления, отнеситесь к этому как можно более спокойно.

9. Важно наблюдать, по возможности проговаривать все свои мотивы, движения, поступки. Как с маленьким ребенком, когда ты учишь его разбираться в эмоциях. То есть пояснять действия членов семьи: «Вот он сейчас засмеялся, возмутился, расстроился, потому что…» Обязательно разбирать обидные ситуации, потому что обида неизбежно будет, дети из детских домов очень обидчивые, нервозные. И даже если ребенок очень старается понравиться, это не гарантирует того, что у него не будет парочки нервных срывов за то время, что он у вас гостит. Важно, чтобы он учился понимать и свои, и чужие потребности и эмоции.

Обязательно нужно пояснять шутки и забавности, потому что с чувством юмора тоже могут быть некоторые сложности. Если вы смотрите с ребенком мультики или фильмы, которые вам кажутся смешными, вы можете увидеть совершенно стеклянные глаза, и вновь нужно пояснять, над чем вы смеетесь. Кстати, ребенка иногда тоже стоит расспрашивать, что именно показалось ему смешным – это поможет вам лучше понять его, а возможно, и заметить какие-то проблемы.

10. Мы не раз сталкивались с тем, что часто дети говорят, как им хочется в семье такого, чего они на самом деле выдержать не могут. Например, ребенок говорит и искренне считает, что хочет, чтобы в семье были младшие дети. А на самом деле он от маленьких детей устает через час. То есть ребенок формулирует для себя одно, а на деле оказывается, что нужно ему совсем другое.

11. Нужно быть готовым к тому, что всё равно где-то понадобится проявлять строгость, потому что можно столкнуться с ситуацией, когда ребенок просто не понимает и не слушает ваших объяснений. Полностью перевести из привычного для него мира в нормальный мир за этот короткий период просто нереально. И не нужно даже ставить перед собой такую задачу.

12. Изначально, когда берете ребенка, надо быть готовым к тому, что вы не справитесь, то есть иметь на вооружении план Б. Причем он должен быть на первом месте, ведь к тому, что всё пойдет хорошо, легко и приятно, и готовиться-то не надо. Обязательно имейте под рукой контакты человека, которому вы можете в любой момент позвонить по поводу ребенка, проконсультироваться, спросить, как «разрулить» ту или иную ситуацию. Не нужно бояться признаться, что вы допустили ошибку, педагогический промах. Надо звонить и спокойно, корректно расписывать ситуацию – что конкретно не так сделали вы, как на это среагировал ребенок и послушать советы.

13. Часто многие, забирая ребенка из детского дома, считают, что все воспитатели, которые с ним работают, – враги, этого ребенка не любят, и только ты пришел, эдакий спаситель. От этого взгляда надо сразу отказываться: велика вероятность, что как раз среди воспитателей будут те, кто понимает механизм проблемы конкретного ребенка. С ними нужно обязательно контактировать.

14. Самый неприятный расклад, если вы хотели сделать доброе дело, а получилось так, что ваша жизнь и жизнь ваших близких превратилась в кошмар, и вы категорически не справляетесь. Тогда нужно честно всё остановить. Я не говорю о том, что по первой проблеме сразу бежать и отвозить ребенка в детский дом. Но вот когда после многих усилий вы уже поняли, что у вас не получается решать проблемы, что всё становится хуже и хуже…

У нас с Аленой, например, был кризисный момент, потом ситуация выровнялась и была более-менее спокойная неделя. Потом вновь начался кризисный момент, видимо, вызванный тем, что мы отправлялись в детский дом. Но какая-то легкая положительная динамика присутствовала.

Если нет динамики, нет сил, не усугубляйте ситуацию, везите в детдом.

Педагогам честно расскажите о проблемах. Ведь они не знают, как ребенок может повести себя в семье. А после рассказа у них появится шанс предупредить других родителей, которые решат взять этого ребенка на гостевой режим, чтобы они не наступали на те же грабли. Поэтому, даже если у вас не получилось, но вы честно рассказали, с какими проблемами вы столкнулись, вы можете сослужить ребенку добрую службу. Тем более что у воспитателей и педагогов, работающих с ребенком, взгляд на него может «замылиться» и ваши наблюдения окажутся очень важны и полезны. Только, рассказывая, не пытайтесь обелить себя и всё свалить на ребенка.

Меня с Аленой спасло то, что я отлично понимала: самые мерзкие ее выходки – это результат ее предыдущей жизни, она себя ведет адекватно своему жизненному опыту. Потому проблемы не в ней, а у меня – я не знаю, как на это реагировать, как с этим справиться, как в этой ситуации себя повести.

15. Когда собираетесь брать ребенка на гостевой, постарайтесь тщательно подобрать кандидатуру, поподробнее расспросить о нем воспитателей. Надо сразу адекватно оценивать свои силы и говорить: «Мои возможности таковы». Вам сразу скажут, стоит или не стоит брать этого ребенка.

Сюрпризы всё равно будут: приятные или, наоборот, неприятные, но это тот случай, когда лучше соломки настелить как можно больше. Гостевой режим – это проще опеки, но это всё равно огромный труд, требующий предварительной подготовки.

16. Когда каникулы закончились и вы благополучно вернули ребенка, постарайтесь, чтобы у него остались вещественные воспоминания о пребывании в семье – фотографии, например.

17. Вообще гостевой режим – это не опека, это гораздо легче. Всё, что угодно можно выдержать, если оно всего лишь на две недели. Другой вопрос, что может оказаться так, что эти две недели изменят вашу жизнь и в итоге увеличат семью.

На сегодняшний день детские дома не редкость. Говорить о том, какое количество детей-сирот находится в таких учреждениях, наверное, будет лишним. Даже самые лучшие и заботливые работники детских домов не смогут заменить таким детям настоящих родителей. Люди, которые приняли решение взять малыша из детского дома, сталкиваются со множеством проблем. И эти проблемы связаны не только с огромным перечнем необходимых документов, дающих на это право, но и, к сожалению, иногда даже с осуждением со стороны других.

Если вы приняли решение взять ребенка из детского дома, для начала необходимо обратиться в органы опеки и попечительства. Инспектор расскажет вам, какие документы необходимо собрать и в какие сроки нужно это сделать.

Кто может быть усыновителем

Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее 16 лет. Согласно статье 127 Семейного кодекса, усыновителями могут быть совершеннолетние лица любого пола, кроме лиц:

  • признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным (если усыновляют оба супруга);
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
  • лиц, которые на момент установления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
  • лиц, не имеющих постоянного места жительства;
  • лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
  • лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам.

Что нужно делать

Документы на усыновление необходимо собирать сразу в двух экземплярах (для ООП и суда). При обращении в органы опеки необходимо иметь с собой следующие бумаги:

  • Заявление, с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем (либо от руки, либо печатный текст).
  • Краткая автобиография, которая пишется в свободной форме (либо от руки, либо печатный текст). В ней обязательно указывается: фамилия, имя, отчество, национальность, дата и место рождения, место жительства, образование, место работы, семейное положение. В конце указывается дата и ставится подпись.
  • Справка с места работы (на бланке предприятия) в которой должна быть указана должность и размер заработной платы (возможна копия декларации о доходах).
  • Копия финансового лицевого счета.
  • Выписка из домовой (поквартирной) книги или свидетельство о праве собственности.
  • Справка органов внутренних дел об отсутствии судимости. Этот документ выдается по запросу.
  • Медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья кандидата.
  • Если кандидат состоит в браке, необходимо предоставить копию свидетельства о браке.
  • При усыновлении ребенка одним из супругов требуется заявление с выражением согласия другого супруга на усыновление.

Полный перечень документов нужно уточнять в конкретном органе опеки. Документы, которые вы обязаны предоставить, а также права и обязанности усыновителя указаны в Постановлении Правительства от 29 марта 2000г. РФ №275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение)…».

После разрешения на усыновление

Когда все необходимые документы собраны, орган опеки в течение 7 рабочих дней обязан обследовать жилищные условия кандидата. После этого кандидату выдаётся письменное заключение, с которым можно обратиться в орган опеки и попечительства по месту нахождения детского учреждения (если вы хотите взять ребёнка из конкретного детского дома) или в региональный банк данных о детях, лишённых родительского попечения. Кандидату выдаётся необходимая информация о детях, которых можно усыновить. На выбор ребенка отводится 3 месяца. Когда ребёнок (или несколько детей) выбран, выдаётся разрешение на его посещение.

Что такое опекунство

Своеобразной альтернативой усыновлению является опекунство, которое даёт новым родителям все необходимые права. Опекуны несут за ребёнка такую же ответственность, как и обычные родители при усыновлении, но есть важные отличия:

  • если ребёнок имеет биологических родителей, то они имеют право его навещать;
  • ребёнок не будет носить фамилию опекунов и все данные свидетельства о рождении останутся неизменными.
  • опека может быть установлена над детьми до 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет.

Чтобы оформить опекунство или попечительство необходимо обратиться в орган опеки и получить список документов. Несмотря на то, что опеку оформить легче, чем усыновление, список документов достаточно большой и оформление может занять в среднем около 3 месяцев. Стандартный пакет: ваше заявление на опекунство, согласие другого супруга (если состоите в браке), справка о состоянии здоровья, справка с места работы (включая должность и заработную плату), справка о наличии жилья (выписка из домовой книги), характеристика (можно получить по месту работы или жительства) + автобиография, справка из ОВД, копия паспорта. Важный момент: при оформлении опекунства на содержание каждого подопечного ребёнка ежемесячно выплачиваются денежные средства.

Выбор ребенка

Всем будущим потенциальным родителям иногда сложно выбрать именно своего ребёнка. Многим ошибочно кажется, что в детском доме они смогут увидеть и пообщаться сразу с разными детьми. Это не так. Вы будете выбирать ребёнка заранее с оператором государственного банка, где содержится информация о детях-сиротах. Возможно, вы увидите малыша на сайтах детских домов, в специальных телепередачах и газетах. В этом случае необходимо выяснить, не планируется ли усыновление этого ребенка другими лицами. Если же вы определились с выбором малыша, вам выдадут разрешение на его посещение.

Важно знать:

  • точный размер пособия, который по закону выплачивается опекунам и определяется региональными властями (где проживает семья);
  • если вы хотите усыновить ребенка, но проживаете в съемной квартире, то необходим договор на аренду;
  • усыновление ребенка незамужней женщиной возможно, в этом случае учитываются все другие основные необходимые факторы (доход, жилищные условия и пр.);
  • при усыновлении ребенка супругами, имеющими разное гражданство, должны быть соблюдены требования, предусмотренные законодательством как государства, гражданином которого является муж, так и государства, гражданкой которого является жена;
  • инвалидность одного из супругов не является строгим препятствием при усыновлении ребенка, но обязательно учитывается;
  • неженатый мужчина может усыновить ребенка, но данный вопрос решается на комиссии при рассмотрении всех факторов в пользу возможности усыновления;
  • усыновление занимает время и требует терпения, нельзя сразу рассчитывать на быстрый результат.

Право на счастье имеют все! Если биологические родители не смогли дать ребёнку настоящую семью, то это можете сделать Вы. Многие семьи, решившиеся на этот важный шаг, сталкиваются с различными проблемами, в том числе с психологическими. Вы должны понимать, что с подобными трудностями встречаются многие люди, и эти проблемы преодолимы. В обмен на некоторые сложности вы получите настоящее счастье — счастье быть родителями!

Румянцева Нина, дата публикации: 12.09.2010
Дарья Пестова, дата обновления: 10.03.2018
Перепечатка без активной ссылки запрещена!

Наталья 16.02.2018 16:11
Хочу взять девочку от года до шести лет. Ставропольский край

25.10.2017 17:17
Когда вырасту хочу приютить мальчика негроидной расы 8-12 лет. Я не хочу, чтобы у меня были собственные дети. Не хочу выходить замуж, а просто закончить институт, найти работу, взять негроидного мальчика из приюта. Я хочу стать хорошей и доброй мамой для этого ребёнка....Но это моя мечта...И я хочу в будущем её осуществить.

Григорий 05.07.2017 00:02
Хотел бы узнать, можно ли усыновить подростка 16и лет?

Юлия 04.07.2017 11:55
Здравствуйте! Я очень хочу усыновить ребёнка, потому что мне самой рожать никак. Но у меня инвалидность - 3 группа - глухота. Работаю с хорошим доходом и собственная квартира. Возможности есть?

В России больше 800 тысяч детей растут без родителей. При этом тысячи граждан готовы взять в свою семью ребенка из детдома или дома малютки.

Вот только стать приемным родителем, может не каждый человек.

Рассмотрим подробно, где и как усыновить ребенка из детского дома. Что для этого нужно делать, с какими трудностями предстоит столкнуться.

Самое сложное – сбор документов для усыновления ребенка из дома малютки. Стоит заранее набраться терпения и освободить время для их оформления. Порядок усыновления ребенка из детского дома подробно описан в статье.

Вопрос усыновления детей давно оброс различными мифами.

К примеру, в народе считается, что взять из детдома малыша может только полноценная семья из двух человек.

На самом деле, согласно законодательству (ст. 127 Семейного Кодекса РФ), усыновителем может стать совершеннолетний человек любого пола.

Главное, чтобы он был старше будущего члена семьи минимум на 16 лет.

Кто не сможет стать приемным родителем:

  • граждане, которых признали недееспособным, а также лица ограничено дееспособные;
  • ранее судимые за причинение вреда здоровью другого человека (умышленное);
  • люди без постоянного жилья;
  • семьи и лица, чье жилье не соответствует нормам установленным СЭС;
  • лишенные родительских прав;
  • бывшие опекуны, которых отстранили от своих обязанностей;
  • граждане, не имеющие возможности обеспечить ребенку минимальный прожиточный уровень.

Кроме того, будущий родитель должен быть готов к тому, что будут проверять его личные качества, а также попросят характеристику с работы.

Выбор ребенка

Самым сложным оказывается проблема выбора ребенка. В теории потенциальным родителям кажется, что выбрать ребенка они могут непосредственно в детском доме. Посмотрев и пообщавшись со всеми детьми. На практике за один раз увидеть получится только одного, предварительно выбранного малыша.

Детей можно посмотреть:

  1. На сайтах детских домов.
  2. В различных средствах массовой информации (газете, ТВ-программе).

Если будущий родитель без уважительной причины не приходит на эту встречу, его заносят в отдельную базу данных, как ненадежного. Стать усыновителем он скорей всего уже не сможет.

Судебное рассмотрение

На закрытом судебном заседании по вопросам усыновления могут присутствовать только участники процесса.

То есть:

  • потенциальные родители;
  • представитель из органов опеки;
  • прокурор;
  • судья;
  • ребенок, старше 14 лет.

Также могут присутствовать биологические родители, при их желании. Если потенциальные родители хотят сохранить тайну усыновления, то все присутствующие расписываются в подписке о неразглашении тайны. Исключение – судья и прокурор.

Суд, рассмотрев заявление и предоставленные документы (о доходе, жилплощади, состоянии здоровья) принимает решение удовлетворить просьбу об усыновлении или отказывает заявителю.

Оформление

О судебном решении, гражданин должен письменно оповестить работника банка данных о детях, с которым сотрудничал. Написать письмо нужно в течение 10 дней.

Заявление можно написать от руки или продиктовать устно. Если в течение 30 дней новоиспеченные родители не сделают такое заявление, ребенок будет зарегистрирован на основании судебного решения.

Новому члену семьи можно полностью поменять данные в свидетельстве о рождении, если это не противоречит решению суда.

Разница между вымышленной и настоящей датой рождения не должна превышать 90 дней.

Ребенок из детского дома

После официальных процедур, ребенка забирают из детдома.

Сделать это может только лично усыновитель.

Психологи условно делят ее на три периода.

  1. «Медовый месяц». На этой стадии родитель и ребенок с удовольствием друг к другу тянутся, стараются выполнять обоюдные просьбы, друг друга полюбить.
  2. «Возврат в прошлое». На этом этапе начинается притирка. Ребенок понимает, что пока все вокруг чужое: жилье, правила, да и сами взрослые. Начинает «проверку» новых родителей «на прочность».
  3. «Привыкание». Исчезает напряжение. Поведение ребенка становится адекватным, начинает соответствовать его характеру и возрасту.

После усыновления, в гости будут обязательно наведываться работники из органов опеки. Они будут проверять:

  • чистоту помещений;
  • наличие отдельного спального места для ребенка;
  • игрушки по возрасту;
  • наличие продуктов в холодильнике.

А также, «привязан» ли ребенок к поликлинике, ходит ли в детский сад или школу (по возрасту).

Новорожденный

Как показывает практика, большинство людей мечтают усыновить недавно рожденного малыша. Отказного младенца можно взять в приемную семью прямо из роддома.

Последовательность действий:

  • зарегистрироваться в органах опеки в очередь за отказником;
  • пройти медицинское обследование;
  • подготовить пакет документов (точный список предоставят в ООП);
  • получить одобрение на усыновление.

На таких детей всегда очередь, поэтому нужно набраться терпения. Легче усыновить малыша уже из дома малютки.

Нюансы усыновления второго ребенка

Второго ребенок усыновляют в таком же порядке, как и первого. В этом случае органы опеки более внимательно смотрят на жилищные условия и материальную обеспеченность семьи.

Второго ребенка не могут усыновлять граждане, которые уже были приемными родителями, но их лишили этого права через суд.

Куда обратиться?

Что нужно делать по шагам:

  1. Обратиться к инспектору ООП (органы опеки и попечительства) по месту жительства.
  2. Уточнить, в какой срок и какие именно документы нужно подготовить.
  3. Все документы предоставить в двух экземплярах.
  4. Получить заключение из управления ООП, что претендент подходит на роль приемного родителя.
  5. Предоставить в ООП сведенья о жилье, справку о доходах и характеристику с работы.

Заявление будет рассматриваться в течении 15-30 дней. Далее, выбирается ребенок, проходит по нему судебное слушанье, и только потом малыша можно увозить домой.

Стоит иметь в виду, что документы имеют срок реализации – 1 год. Медицинское заключение действительно 3 месяца.

Если ребенок инвалид

Тем, кто решился стать родителем ребенка-инвалида, нужно учесть несколько нюансов:

  • обязательно нужна отдельная комната;
  • если в семье уже проживает ребенок с ограниченными способностями, приемного нельзя к нему подселять.

Семье, усыновившей ребенка-инвалида, выплачивается пособие. Сумма зависит от региона, обычно превышает 100 тысяч рублей.

Материнский капитал

Усыновляя второго малыша, приемная семья может рассчитывать на материнский капитал.

Использовать его можно на обучение ребенка (в вузе), улучшение жилья и на накопительную часть пенсии одного из родителей.

Кроме того, в 2017 году Госдума рассмотрит законопроект, который позволит использовать материнский капитал на покупку отечественного автомобиля.

Если закон одобрят, то приемные родители смогут на субсидию приобрести легковую машину.

Права усыновленного ребенка

По закону приемный ребенок полностью приравнивается к кровному родственнику. В будущем он становится наследником первой очереди. Дети усыновленного ребенка приравниваются к внукам.

Кроме того, такой ребенок имеет право продолжить общение с кровными родственниками. За ним сохраняется пособие по потере кормильца, при условии, что оно выдавалось до процедуры усыновления.

Особенности усыновления

Потенциальным родителям нужно иметь в виду:

  • точный размер пособия определяется региональными властями;
  • семье, проживающей в съемном жилье, необходимо предоставить договор на его аренду;
  • если супруги имеют разное гражданство, то при усыновлении должны быть соблюдены требования обоих законодательств;
  • инвалидность одного из потенциальных родителей не является препятствием, однако учитывается ООП и на суде.

« В последнее время в адрес людей, которые рискнули взять в свои семьи детей-сирот, все чаще слышны обвинения: «Взяли ради денег», «Забрали из детдома, чтобы эксплуатировать». Я и сама все чаще слышу от посторонних: «И зачем вы понабрали столько чужих детей?!». Вежливо отвечаю, что не воспринимаю своих детей как чужих, и говорю о безвыходном положении сирот, особенно подростков. Но сложно объяснить то, о чем человек не готов задуматься. Поэтому расскажу о Яне.

Правдивая история

Мое знакомство с Яном оказалось случайным. Мальчику на тот момент было шестнадцать лет, и он уже давно жил в детском доме. Его мама не умерла, но страдала алкогольной зависимостью и поэтому не могла воспитывать сына. Время от времени он ее навещал, но всегда приходился не ко двору и был вынужден как можно скорее возвращаться в детский дом. Приемные родители тоже не находились - иногда знакомились, разговаривали, понимали, что подросток общается с кровной матерью и не решались принять в свою семью. С каждым разом - мы виделись в детском доме раз пять - Ян становился все более вялым и безразличным. Все хуже учился. Не строил никаких планов на будущее. Словно терял волю к жизни. И если в шестнадцать он еще слабо надеялся обрести семью, то к семнадцати годам окончательно потерял веру и разочаровался. Я тоже не успела найти Яну родителей. И не смогла принять парня в свою семью - нам тогда было очень трудно, у Даши с Гошей (мои старшие приемные дети) проходила жесткая адаптация, муж тяжело болел и переезжал из больницы в больницу… А вот теперь уже поздно. И простить себе этого я не смогу.

Ян сорвался с четвертого этажа недостроенного дома - «заброшки», как говорят подростки, - и разбился насмерть. Рядом был его друг, он позвал на помощь. Приехала «Скорая», мальчика увезли в больницу. Не приходя в сознание, Ян пролежал в коме несколько недель - говорили, если выживет, останется инвалидом, - а потом его не стало. На похороны пришла его мать, близкие родственники, сотрудники детского дома, другие люди. Их оказалось много. Но с малых лет Ян никому не был нужен как сын, как собственный ребенок. А без этого дети не живут…

В моем романе «Чужие дети» лучший друг главного героя, Игорь, тоже должен был погибнуть, как и его прототип. Но я не смогла. По моей авторской воле Игорь выжил, чтобы обрести другую жизнь. У него появилась младшая сестренка Надюшка, которая дала стимул к жизни. Нашлись родители, которые приняли и сказали главные для каждого ребенка слова: «Ты - наш!».

Когда родителей рядом нет

Жизнь подростка без родителей - это путь в никуда. Он брошен самыми родными людьми и оттого живет с глубокой травмой в душе. Он вынужден приспосабливаться к системе детского дома, соблюдать иерархию и подчиняться большинству, иначе ему не выжить. Он не «плохой» или «трудный», как его любят называть сторонние наблюдатели, просто в нем невыносимо много обиды и боли, которую никто не может облегчить. Ведь родителей рядом нет. Его поведение шокирует из-за одиночества, ненужности и внутреннего протеста, в котором ребенок пребывает изо дня в день. И в этом беда нашего общества - отвернувшись от подростков, мы их теряем.

Выпускник детского дома становится легкой добычей преступного мира. Я знаю десятки историй о том, как повзрослевшие сироты, получив от государства квартиры, переписывали их на мошенников. Вижу многих выпускников детских домов, которые не умеют управляться с собой и с жизнью: за несколько дней они спускают сотни тысяч рублей пособий, которые копятся в банке на счету и затем выдаются на 18-летие, они не умеют трудиться, обслуживать себя, поддерживать быт - и остаются ни с чем. И никого рядом нет, чтобы помочь, научить и уберечь.

! По неофициальной статистике, 90% бывших детдомовцев не доживают до сорока лет. Они становятся жертвами зависимостей, попадают в тюрьмы и зачастую отказываются от собственных детей. И только 10% встраиваются во взрослую жизнь.

С любовью и нежностью

Даша «маленькая»

Сегодня 34 000 семей в России стоят в очереди на усыновление. Но все эти кандидаты готовы усыновить малыша до трех лет, без особых проблем со здоровьем. Когда-то и мы с мужем рассуждали так: важно помочь маленькому ребенку, оставшемуся без родителей. Подробностей удочерения и всех сложностей процесса пересказывать не буду, они есть в моей книге «Если б не было тебя». Но постепенно к нам пришло осознание того, что помогли мы в первую очередь самим себе.

Ожидали многих трудностей, боялись серьезных болезней, опасались собственного неприятия «чужого» ребенка, а открыли в себе невероятную любовь, нежность и счастье. Во времена младенчества нашей родной дочери Нэллы мы с мужем были слишком юными, чтобы в полной мере наслаждаться родительством. Умение быть мамой и папой, получать от этого ни с чем не сравнимое удовольствие пришло только с удочерением Даши, нашей младшей дочки. И только после этого появилось понимание, что нужно помогать детям, у которых мало шансов найти семью. Мы задумались о подростках.

Было сложно решиться, одолевали сомнения и страхи, что не справимся. Отчасти они оказались оправданны - нас ожидало множество трудностей и руки не раз опускались, но об этом в самой книге, поэтому не буду забегать вперед.

К сожалению, слишком мало взрослых людей приходят к мысли о том, что старшим детям тоже можно помочь. Но если для каждого подростка-сироты найдется значимый взрослый - наставник, а еще лучше семья, - большинство ребят смогут справиться с жизнью. В них еще не раскрыты лучшие качества, еще не осознаны ими самими их возможности и таланты.

Мама, приходи поскорее!


«Веселые старты» в клубе

Подумываете взять в семью ребенка-сироту? Разрешить многие сомнения поможет клуб «Азбука приемной семьи» фонда «Арифметика добра». Здесь регулярно проводятся тренинги, семинары, круглые столы по темам, которые интересуют приемных родителей. За три года существования в клуб вступили более 1000 приемных семей, 152 ребенка устроены в семьи. Подробнее на сайте www.a-dobra.ru.

Выбор редакции
Статья подробно отвечает на вопросы по теме фриволите, схемы салфеток для начинающих также прилагаются. Поэтому если вы ищите...

В данной категории открытки с днем рождения представлены лучшие и самые красивые входящие в "топ" по использованию анимации и картинки...

Дети часто копируют поведение своих родителей, особенно это касается девочек. Мамы с радостью показывают своим дочкам идеи маникюра, для...

Каждый наряд требует особенного подхода, чтобы образ получился цельным и смотрелся гармонично. Красное платье сразу обращает на себя...
Зря не слушала я маму, говорила мне она: “Не влюбляйся, доча, рано”. Как итог – люблю Романа!Любая мать лелеет надежду, что дочь выйдет...
С помощью новой стрижки можно изменить свой образ, но если вы не уверены, готовы ли вы к этому, в этом нет ничего плохого, особенно если...
По статистике на 2016 год, более 148 тысяч детей из детских домов воспитывалось в приемных семьях. Пять тысяч из них вернулись обратно в...
Родители, у которых малыши только учатся ходить или разговаривать, имеют большое преимущество перед мамами и папами, дети которых уже...
яна каминская Конспект открытого занятия в старшей группе «Осенины » . Цель : - знакомить детей с обычаями встречи осени на Руси ....